Уход с рынка иностранных поставщиков означает,
что банки остаются без вендорской поддержки и придется рассчитывать на
собственные компетенции: больше не работают механизмы замены вышедших из строя
узлов, есть проблемы с ввозом оборудования в Россию, приостановлены некоторые
проекты; самый большой риск — это работоспособность сетей передачи данных
(основной вендор был Cisco); однако сейчас нет смысла ускорять импортозамещение,
так как рынок перегрет, производители не принимают заказы, а реализация новых
проектов маловероятна, поэтому лучше подождать, пока рынок успокоится, потому
что в спешке можно наделать ошибок в инфраструктуре и архитектуре решений, а это
серьезные риски для банка, пишут «Ведомости», ссылаясь на директора департамента
цифровых технологий банка «Синара» (ранее СКБ-Банк) Дениса Кузнецова.
Некоторые банки столкнулись с невозможностью
получить обновления своего ПО или продлить лицензию для некоторых программных
продуктов иностранного производства; возникла и дополнительная нагрузка на
сотрудников департамента информационных технологий и информационной
безопасности, поделился начальник департамента информационных технологий банка
«Держава» Вадим Жилин, добавив, что полный переход возможен на горизонте трех —
пяти лет.
Банковские руководители IT-департаментов смотрят
в целом на ситуацию положительно, отмечая, что к подобному сценарию готовились
давно и у банков есть запас прочности, поэтому текущая ситуация никак не
повлияет на доступность банковских сервисов для клиентов: в банке «Ренессанс
Кредит» наибольший объем изменений связан с пересмотром уже разработанных
технологических решений в пользу выбора альтернативы ушедшим с рынка игрокам;
банк «Ак Барс» столкнулся со значительным ростом задач по замене ряда систем,
но, несмотря на это, активно реализует замену иностранного ПО и оборудования; в
банке «Центр-Инвест» обеспечены резервные мощности и сохраняются различные
варианты получения своевременной поддержки; в Почта Банке большинство партнеров
и поставщиков создали запас запчастей, а также обладают необходимыми
компетенциями для обслуживания и сопровождения IТ-оборудования и ПО.
Ряд банков в своих системах уже давно используют
отечественное ПО и оборудование, программы собственной разработки или ПО с
открытым исходным кодом: ВТБ давно ориентируется преимущественно на разработки
на открытом коде и их регистрацию в реестре отечественного ПО; Абсолют Банк
также в развитии своего IT-ландшафта и разработке новых сервисов применяет ПО
преимущественно российских производителей либо с открытым исходным кодом (это
позволяет не зависеть от вендора); примерно половина ПО в Почта Банке
российского производства, также поддержка и обслуживание существенной части
банковского ПО осуществляются не самими иностранными вендорами, а их
официальными российскими партнерами.
Но далеко не всех устраивает качество
отечественных аналогов: по словам банкиров, возможности отечественных аналогов
ПО, например средств виртуализации, ограниченны, им порой не хватает
производительности, а надежность отечественного оборудования тоже временами
вызывает сомнения, также не для каждого замещаемого ПО или оборудования можно
найти сопоставимый по параметрам производительности и функциональности аналог,
и, если в части ПО ситуация лучше, то в части оборудования подобрать замену
бывает сложно или даже невозможно; вопрос цены перехода тоже остается открытым:
адаптация к новым условиям неизбежно приведет к существенному росту затрат
банков на поддержание и развитие IT-инфраструктуры.
Banki.ru